Технологии строительства в деревянном зодчестве

Строительная древесина

Начиналось строительство с заготовки древесины, были знатоки, как правило, старики, которые знали, где растет хороший строевой лес, когда его лучше заготовить, как наилучшим образом доставить его к месту строительства. Для строительства храма не считались с затратами на перевозку леса, даже если доставлять приходилось за много верст. Подбирали именно тот лес, который был нужен. Те двухсот – и трехсотлетние храмы, несмотря даже на заброшенность и отсутствие ремонта в последние десятилетия, стоят и теперь. Достояли они за счет высокого уровня мастерства древних плотников и правильно подобранной и заготовленной древесиной.
Обыкновенно на постройки использовали мелкослойную сосну, в некоторых северных районах лиственницу. Им отдавалось предпочтение из-за их смолистости и хорошей сопротивляемости гниению, прямизны, плотности древесины. Ель применялась лишь для изготовления отдельных конструктивных элементов. Из лиственных пород осина использовалась на изготовление кровельного покрытия – лемеха, дуб применялся на изготовление оконных и дверных косяков и полотен. В редких случаях для сооружений особой важности (Софийский собор в Новгороде 989 г., стены Московского кремля 1339г .).
Лес пускался в дело в виде бревен, диаметр которых, обычно колебавшийся в пределах 25-50 см. Длина бревен была 5-10 метров но иногда достигала 12- 15метров. Доски и плахи делались из бревен, которые для этой цели раскалывались с помощью топора и клиньев, а затем тесались.

Плотницкие инструменты

Топор был главным орудием производства русского плотника: топором выполнялось до 90% всех строительных работ: рубили деревья и превращали их в бревна, брусья и доски, им вырубали пазы и чашки при вязке срубов, им тесали стены внутри, топотом же выполняли и отдельные наружные украшения. Топором рубили церкви, хоромы, избы, рубили целые города.
Форма топора мастеров 17-18 веков отличалась от современной. Лезвие – полукруглое, толстое как у колуна. Топорище – длинное и прямое. Длина топорища зависела от роста плотника и поэтому подбиралась индивидуально.
Также для выполнения различных работ в деревянном строительстве использовали тесло, пазник, скобель, долото, черту и другие инструменты.

Тесло - плотничный инструмент, у которого лезвие, имеющее кривизну, поставлено не вдоль топорища, как у топора, а поперек. Тесло использовали для обработки поверхностей имеющих криволинейную, вогнутую поверхность чаши, рассветы в проемах, теска углов стен «в лас».

Пазник - разновидность тесла, используется для выборки пазов в оконных и дверных косяках.

Скобель. Существуют два его вида: прямой и круглый. Скобель применялся для последующей обработки тесанной топором поверхности. Выскабливались стены, оконные и дверные косяки, плахи пола и потолка, дверные полотна, кровельный тес.
Внимательно исследуя древние храмы можно достаточно точно определить по сохранившимся следам, где и каким инструментом плотник выполнял различные виды работ.

Строительные конструкции

Сруб является основной формой конструкции в деревянном зодчестве. Сопряжение бревен производится чаще врубкой с остатком «в обло», реже – без остатка «в лапу». По всей длине бревна вырубается паз. Паз этот прокладывается мхом, после усадки сруба проконопачивается паклей.
Выпуски бревен стен образовывали повалы, то есть бревенчатые кронштейны, поддерживавшие свесы кровли, галереи. Самая сложная и ответственная работа это вязка бревен в углах и выборка пазов, ее, как правило, выполняли самые опытные мастера. Срубы в большинстве случаев делаются в плане квадратными или прямоугольными, там где нужно было получить здание большей площади (например, церковь), рубили его восьмериком: восьмиугольный сруб, при той же длине бревен, позволял охватить площадь, примерно втрое большую, чем квадратный. Для дальнейшего увеличения площади здания к нему прирубались дополнительные срубы.

Полы и потолки, как в церквях, так и в домах делались из досок или плах, иногда притесывавшихся в четверть или паз и укладывавшихся на полу по лагам, а на потолке по балкам. При больших пролетах перекрытий балки подпирались столбами. В храмах иногда устраивались подвесные потолки, имевшие в некоторых случаях повышение к центру (потолок-«небо»).

Окна и двери. Окна в рубленых стенах делались «волоковые» и «косящатые».
Волоковые окна были очень малых размеров - высотой равной толщине бревна, а по длине несколько больше. Вместо рамы они задвигались изнутри дощатым щитом.
Косящатые окна, по своим размерам гораздо больше, чем волоковые, их конструкция выполнена из брусьев, причем нередко колоды делались лишь с верху и с боков и соединялись между собою «в ус», нижнюю колоду заменял собою тот венец, над которым было оконное отверстие.
Дверные полотна почти всегда были простыми и гладкими, являясь удобным местом для крепления железных дверных петель - «жиковин» и личин замков.

Кровли делались тесовые или из лемеха. Тес на шатровых и двускатных кровлях церквей укладывался обычно в два слоя, концы тесин вырезались по определенному рисунку в виде пик. Эти вырезные концы при большой высоте шатров, как бы охватывали их рядом орнаментальных колец. Таким же «красным» тесом с вырезными концами покрывались и полицы шатров и двускатных кровель. Лемех применялся в основном на криволинейных поверхностях кубы, бочки, главы церквей, и иногда на покрытие шатров. Он имел нижние концы заостренные, закругленные или «городчатые» то есть в виде ступенчатых прямоугольных выступов, и пришивался гвоздями так, что лемех каждого верхнего ряда закрывал щели между лемехами нижнего.

Декоративные украшения сводились к обработке оконных и дверных проемов, подзоров кровель, резьбе на столбах крылец, трапезных, галерей и балконов, к прорезным доскам перил и узорным концам теса и лемеха. Резьба эта была проста и строга по рисунку, так как выполнялась топором, долотом и ножом. Резьба на столбах соответствовала их архитектурной природе: несущие столбы трапезных и крылец украшались перехватами из резных жгутов, чередующихся с дыньками. Этот скромный декор создавал, однако, игру света и тени и казался богатым благодаря контрасту с поверхностью сруба, служившей для нее фоном.

Какого бы сооружения русского деревянного зодчества мы ни коснулись, жилого дома, богатых хором или церкви,- всюду приходится отметить одну и то же: тесную связь между конструкциями и архитектурными формами, между свойствами материала и характером детальной обработки. Русские мастера- плотники решали задачи практического и художественного порядка нераздельно. Уютная домовитость избы и торжественная монументальность храма – все это было заложено в тех архитектурных плановых и объемных схемах, которые были доведены многочисленными поколениями зодчих до степени высокого художественного совершенства.
Знакомство с лучшими традициями в русском деревянном зодчестве представляет большой интерес и для современного храмового и гражданского строительства.